Пеллегрини


Пеллегрини
, Джованни Антонио (Pellegrini, Giovanni Antonio) 1675, Падуя — 1741, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик венецианской школы. Последователь С. Риччи. А. Лонги назвал его в своем Compendio (1762) "путешествующий венецианский художник". Его творческая деятельность как венецианского "художника-виртуоза" была связана с выполнением заказов европейских дворов. Учился у ломбардца П. Пагани. В 1700—1701 он побывал в Риме, где познакомился с традициями позднебарочной живописи, изучая произведения Рубенса, Ф. Солимены, Л. Джордано. Работа в Лондоне с М. Риччи (1708—1713), Германии (1713—1716), Голландии (1716—1719), Франции (1720—1722), Вене (1725), Мюнхене (1736—1737) принесла ему европейскую известность. Между поездками он успевал выполнять заказы в Венеции и Падуе (1732, базилика Санто), которая была его родным городом. В 1704 женился на Анджеле Каррьера, сестре Р. Каррьера. В отличие от С. Риччи и Я. Амигони он любил теплые мягкие тона палитры. Живописный мазок Пеллегрини был столь же плавным и лишенным определенности, как и полная изящества его графическая манера. В рисунках художника доминировало пятно, скрывавшее легкий, еле видимый абрис. В полотне Бракосочетание герцога Вильяма и Марии Луизы Медичи из серии 14 картин аллегорического содержания, исполненных по заказу герцога Баварского Иосифа Вильгельма для замка Шлейсхейм (1713—1719, Мюнхен, Старая пинакотека), объединены исторические и аллегорические персонажи. Картина наполнена бравурным движением. Художник располагает персонажи как в детально продуманной театральной мизансцене. Грациозным позам одних фигур вторят плавные движения других. Пеллегрини умел эффектно срежиссировать композицию. Он выстраивал ее в виде фриза, как в этом полотне для замка Шлейсхейм, или размещал фигуры, следуя барочному принципу, по диагонали, как в другой своей известной картине Муций Сцевола перед Порсенной (Венеция, Музей Коррер), которую, несомненно, хорошо знал Дж. Б. Тьеполо, работая над циклом панно для дворца Дольфин в Венеции. Фигуры персонажей в его полотнах не выглядят созерцательно-отвлеченными, как у С. Риччи, они всегда находятся в живом диалоге, подкрепленном выразительными, полными патетики позами и жестами. Пеллегрини часто обращался и к написанию алтарных образов (Исцеление Иисусом парализованного, нач. 1730-х, Будапешт, Музей изобразительных искусств). В полотне Казнь св. Андрея (1720, Венеция, церковь Сан Стае) рядом с работой Я. Амигони Св. Петр и св. Екатерина (1733) в этой же церкви манера Пеллегрини кажется более индивидуальной, менее риторичной. Но сцена казни св. Андрея с изображением фигуры святого, распростертого на руках палачей, исполненная в традиции живописи "виртуозов", при всем мастерстве художника сохраняет несколько отвлеченную трактовку драматизма передаваемого события. Дж. А. Пеллегрини, подобно С. Риччи, Я. Амигони и другим "виртуозам", часто писал картины на мифологические сюжеты. В его полотне Венера (Лондон, частное собрание) богиня любви и Амур изображены на фоне пейзажа за открытым пологом занавеса. Золотисто-розовый оттенок тела Венеры и более теплый, красновато-коричневый — Амура, яркие пятна зеленого бархатного полога и пейзажа сплавлены в приятную, нерезкую цветовую гамму. Указывающий на Амура жест богини и вся сцена, словно увиденная в театре, выглядят подчеркнуто сценично. Живописное мастерство художника раскрылось в написании окутанного световоздушной дымкой фрагмента пейзажа в глубине композиции. Большую известность принесли Дж. А. Пеллегрини работы, выполненные во время пребывания в Англии, где он писал станковые произведения и портреты, создавал декоративные росписи дворцов, в которых ему помогал Марко Риччи. Был удостоен звания члена лондонской Королевской академии; в 1733 стал членом парижской Академии. В 1736—1737 художник исполнил почетный заказ — роспись плафона галереи Миссисипи Королевского банка в Париже, в котором прославлял мудрое королевское правление, учредившее банк (роспись не сохранилась). Автопортрет художника (1716—1717) хранится во Флоренции в галерее Уффици.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Le Gallerie del’Accademia di Venezia. Venezia, 1949; Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia; Roma, 1960.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Пеллегрини" в других словарях:

  • Пеллегрини — (итал. Pellegrini) итальянская фамилия. Пеллегрини, Карло (1839 1889) итальянский художник карикатурист. Пеллегрини, Мануэль (род. 1953) чилийский футболист и тренер. Пеллегрини, Федерика (род. 1988) итальянская пловчиха, олимпийская… …   Википедия

  • Пеллегрини, Мануэль — Мануэль Пеллегрини …   Википедия

  • Пеллегрини, Карло — Карло Пеллегрини итал. Carlo Pellegrini …   Википедия

  • Пеллегрини, Федерика — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пеллегрини. Федерика Пеллегрини …   Википедия

  • Пеллегрини — Штиды болезнь — I (A. Pellegrini, итал. хирург; A. Stieda, нем. хирург, 1869 1945; синоним: синдром Пеллегрини Штиды, обызвествляющий периартрит области коленного сустава) заболевание, характеризующееся очагами гетеротопического костеобразования в околосуставных …   Медицинская энциклопедия

  • Пеллегрини, Доменико — (Pellegrini, Domenico) 1759, Гальера ди Бассано 1840, Рим. Итальянский живописец неоклассицист венецианской школы. Учился в Академии художеств Венеции у портретиста Л. Галлина, последователя П. и А. Лонги. В 1785 приехал из Венеции в Рим, где… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Пеллегрини-Челони, Анна Мария — Анна Мария Пеллегрини Челони (итал. Anna Maria Pellegrini Celoni; 1780(1780)  1835)  итальянская певица и вокальный педагог. Пела на различных итальянских оперных сценах вплоть до 1830 года (когда она исполнила партию Беттины… …   Википедия

  • Пеллегрини, Феличе — Феличе Пеллегрини (портрет работы Пьера Виньерона, около 1820) Феличе Пеллегрини (итал. …   Википедия

  • Пеллегрини-Штиды болезнь — (A. Pellegrini, совр. итал. хирург: A. Stieda, 1869 1945, нем. хирург) см. Пеллегрини Штиды синдром …   Большой медицинский словарь

  • Пеллегрини-Штиды синдром — (A. Pellegrini; A. Stieda; син. Пеллегрини Штиды болезнь) обызвествление мягких тканей в области внутреннего мыщелка бедренной кости, развивающееся после травмы этой области, проявляющееся отеком коленного сустава и болезненностью в нем при… …   Большой медицинский словарь

Книги

Другие книги по запросу «Пеллегрини» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.